Мир и
Изобилие" (Ништадтский мир")
в 1721
году Петр Первый поручил С. Рагузинскому
заказать в Венеции мраморное изображение "заключения с короною швецкою вечного мира". Одновременно были заказаны еще
две статуи Славы и Храбрости воинской. Сам
Петр эти скульптуры не увидел, они были привезены в Петербург только в 1726
году, уже после его смерти.
Какое-то
время скульптуру называли Мир и Изобилие, но, несомненно, она посвящена
знаменательному для России событию
победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного
договора в городе Ништадте.
Это
победа фактически поставила точку в многовековом споре между Россией и Швецией
за обладание этими землями. Напомним, что в 1610 году Швеция, воспользовавшись
Смутным временем на Руси начала войну и по Столбовскому
договору 1617 года присоединила к своим владениям земли по южному и восточному
побережью Финского залива с городами-крепостями Орешек, Ям, Копорье,
Корела, Ивангород. Таким
образом, Россия потеряла выход в Балтийское море. Швеция же, основала на Неве новый
большой торговый город Ниен, через который шла вся
торговля со странами Западной Европы.
Это приносило огромные доходы в шведскую казну и все больше отбрасывало
назад Россию. В 1700 году Петр Первый в
союзе с Данией. Польшей и Саксонией
начинает войну со шведами. В результате этой длительной и тяжелой войны
в августе 1721 года в Ништадте был подписан мир, по
которому Россия не только вернула себе выход в море, но и значительно расширила
свои территории, присоединив к себе Эстонию, северную Латвию с Ригой, Выборг с
прилегающими землями (эти территории Россия потеряла еще в XIII веке).
Именно за эту важнейшую в истории России победу Петр получил титул
императора Великого и наименование Отца Отечества.
Скульптурная
группа, посвященная заключению мира, установлена сейчас на высоком гранитном
постаменте у северного фасада Летнего дворца. Своим мягким
живописным силуэтом белоснежная мраморная скульптура прекрасно вписывается в набережный ландшафт
сада.
Смысловым
центром группы является величаво сидящая
женская фигура с рогом изобилия в одной руке и опрокинутым горящим факелом в
другой. Это аллегория окончившейся
"погашенной" войны и наступающим вместе с миром временем изобилия и
процветания для России. У ног России щит,
пушка и барабан, что подчеркивает тот факт, что все же, несмотря на победу,
России нельзя терять бдительность.