Шкиперская
площадка.
На этой
площадке во время гуляний собиралась
мужская компания во главе с царем. Помним, что одна из должность, освоенных Петром, была должность шкипера. На подобных
гуляниях царь предпочитал уйти от официальности и поэтому представлялся гостям
шкипером. Отсюда название площадки.
При Петре
площадка выглядела иначе в центре ее украшал
роскошный девятиструйный
фонтан, воды которого падали в восьмигранный бассейн белого мрамора, отделанный
пудостским камнем. Сейчас на месте бассейна большая цветочная клумба.
Но
скульптуры сохранились те же. На той стороне площадки, которая обращена к Неве,
можно увидеть две скульптуры
аллегорические изображения Архитектуры и Навигации.
Навигация
держит в руках компас и карту северной части Европы, на том месте карты, где
должен был находиться Петербург, сияет солнечный диск, от которого во все
стороны расходятся лучи.
Архитектура
изображена с циркулем и чертежами, она представляет бурное развитие в стране
городов и портов, в том числе и Петербурга.
Петр Первый лелеял и воплощал в жизнь главную мечту и цель своей
жизни
превращение России в могущественную державу, а главными средствами
достижения этой цели считал заведения флота и активную торговлю и культурное
сотрудничество со странами Европы, которое осуществлялось через стоящиеся
города и порты. Поэтому не случайно именно эти скульптуры были выбраны для
украшения Шкиперской площадки.
С другой
стороны площадки еще две скульптуры. Это Помона и Вертумн. Эти
божества
римского происхождения. Вертумн римский бог времен года, покровитель плодоношения. Но еще он и
бог перемен, в том числе и тех, которые происходят вместе со сменой времен
года. Миф рассказывает, как Вертумн, полюбив богиню
плодов и плодовых деревьев, кроткую и прекрасную, но никогда не знавшую чувства
любви Помону, являлся к ней в сад то в образе
виноградаря, то в облике пахаря, то старушкой. Искусство
перевоплощения веселило богиню и, в конце концов, она полюбила Вертумна и стала его женой.
Не далеко
от скульптуры Помоны,
на той же стороне площадки представлена аллегория Изобилия.
Другая
аллегорическая женская фигура расположена чуть выше, справа. Своими широко
раскрытыми крыльями она прикрывает и оберегает сидящую Россию. Это Ника, богиня
победы. Она венчает Россию лавровым венком, в руке она держит пальмовую ветвь символ мира, а ногой попирает поверженного льва,
олицетворяющего Швецию. Лев лапой придерживает
картуш (свиток) с надписью на латинском языке: "Велик тот, кто дает, и
тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое свершить
может". Это девиз истинно великих, благородных личностей, которые не
теряют присутствия духа и при поражениях, и при достижении вершин славы. Эта
надпись уменьшает, смягчает неизбежную пропасть между победителем и
побежденным.
Рядом со
скульптурой Вертумна устроилась еще одна римская
богиня Цецера богиня
плодородия, покровительница брака и материнства. В образе Цецеры римляне
воспринимали греческую Деметру, которую греки почитали как мать - землю и
которая была сестрой Зевса. Деметра
добрая богиня, но, разгневавшись, она может лишить землю плодородия. Так
произошло, когда она узнала, что ее дочь Персефона отдана Зевсом Аиду. Все на
земле увяло. Растения стали засыхать и гибнуть. На земле наступил голод,
который грозил гибелью человечеству. Зевсу пришлось уступить, разрешив
Персефоне полгода жить с матерью. Этот миф так же рассказывает о смене времен
года и поэтому Цецера соседствует с Вертумном.
Действительно,
на этой площадке, рядом с Навигацией и Архитектурой, мы видим еще и две скульптуры
Флоры. Флора богиня весны и цветов, а в более
широком смысле богиня
юности. В Петербурге особенно любили изображать Флору, так как сам город и те
начинания, которые в нем появлялись, тоже были еще в периоде "юности"
и все надеялись на их пышный расцвет.