Дамская
площадка.
На первой
со стороны Невы площадке главной аллеи, которая когда-то называлась Царицыной, а затем Дамской, так как во время ассамблей в
Летнем саду здесь собирались дамы во главе с Екатериной, раньше был устроен
великолепный одноструйный фонтан, вода которого падала в чашу белого и черного
мрамора. Сейчас на его месте
цветочная клумба. Но скульптуры, установленные еще тогда сохранились.
Начиная с
ближней от Невы стороны площадки, можно познакомиться со скульптурами Сатурна и
Беллоны.
Сатурн римский бог, который отожествлялся с греческим Кроном. Крон титан, сын Урана (бог Неба) и Геи (богиня Земли). Хитростью
крон отнял у отца власть, но и ему угрожала опасность быть свергнутым собственным сыном так предсказала ему мать. Женой Крона была Рея
(так же богиня земли и плодородия). От брака Крона и
Реи родились Гестия (богиня домашнего очага и огня),
Деметра (богиня земледелия), Гера (хранительница семьи), Аида (бог царства
мертвых), Посейдона (бог морей и океанов) и Зевса.
Крон,
напуганный предсказанием Геи, каждый год проглатывал своих новорожденных детей.
Последнего своего младенца Рея решила спасти и спрятала его, Крон же проглотил запелёнутый камень. Когда спасенный Зевс вырос, то сверг
отца, освободил ранее проглоченных братьев и сестер, а всех титанов заключил в
Тартар (остров в царстве Аида, место мучений). Греки считали, что время
правления Крона (Сатурна) было Золотым
веком, когда люди жили беззаботно, не старели, а смерть была не страшна.
Крон считается богом времени (Хронос). Как представленный
в скульптуре Летнего сада Сатурн пожирает своего ребенка, так и время
"пожирает" секунды, минуты, часы, ….тысячелетия.
Беллона жена
Марса (бог войны), богиня жестокой, кровопролитной войны. Она изображена с копьем, мечем и опущенным
вниз факелом символом "потушенных"
войной человеческих жизней. В греческой
мифологии нет подобного женского персонажа, он появляется только в Риме. В
Риме, в храме Беллоны принимали раньше иноземных
послов и победителей-военачальников. В Петербурге образ Беллоны
встречается редко, так как по нравственным критериям петербуржцы всегда
предпочитали Афину богиню
справедливой войны.
С другой
стороны площадки две
обращенные друг к другу фигуры. Это богиня судьбы Немезида и аллегория Рока.
В мифах
не часто встречается этот персонаж. Известно,
что Немезида дочь Никты (богини ночи), что живет она в царстве Аида. Еще ее считали богиней судьбы и
возмездия, иногда даже отождествляли с Фемидой (богиня правосудия).
Изображали
Немезиду со связкой прутьев и секирой орудиями наказания (символы того, что хорошие и плохие поступки
людей учитываются богами и наказание неотвратимо). В левой руке у богини
лавровый венок и драгоценная цепь для награждения достойных. Рука богини
согнута в локте ("локоть" мера
длины) это было напоминанием, что
человек во всем должен знать меру. В знак неподкупности Немезида ногой попирает
высыпавшиеся из мешка монеты и драгоценности.
Рок
аллегорически изображен в образе прорицателя с книгой судеб в руке,
опирающегося на ствол, обвитый дубовой гирляндой.
В
древности дубовыми ветвями украшали алтари прорицателей.