Афина
Паллада и Слава.
Перед
нами скульптура Афины, выполненная в 1690 году итальянским скульптором
Квеллинусом и привезенная в Петербург по приказу Петра I .
Эта
скульптура словно открывает занавес сцены, на которой начинается парад античных
фигур. Богиня склонила голову в шлеме с пышным оперением, приглашая посетителей
Летнего сада пройти на Главную аллею. У ног Афины сова символ мудрости. В руках богини зачехленное копье знак миролюбия. Она не собирается воевать, но готова к отпору,
об этом напоминает маленькая маска зловещей Горгоны, прикрепленная к ее платью.
Афина дочь Зевса и Метиды, богини мудрости. Древнее предсказание гласило, что сын Зевса свергнет
своего отца с престола. Чтобы избежать этого, Зевс проглотил Метиду. Вот Афина
и родилась из головы своего сурового
отца, став олицетворением божественного разума.
На свет
она появилась в полном боевом облачении.
Сражалась вместе с другими богами против гигантов. С побежденного
гиганта Палланта она сняла кожу и обтянула ей свой боевой щит. Так она получила
свое прозвище Паллада.
Афина покровительница справедливой
войны, она противостояла жестоким и кровопролитным сражениям, помогая тем
героям, на стороне которых была правда.
Афина
была не только воительницей, она так же
покровительствовала городам, ремеслам, считалось, что Афина берет под защиту
каждого, кто мудр и справедлив. В России было более распространено римское имя
богини Минерва.
Петр
Первый явно почитал Минерву, не только ее скульптура, но и рельефы славят эту
богиню в Летнем саду.
Напротив
Афины аллегорическая скульптура Славы.
Слава изображена в виде молодой женщины,
облокотившейся на обелиск памятник
славы и держащей в руке лавровый венок символ
бессмертия, которым она венчала заслуживающих этой награды людей.
Славы
должна была подчеркнуть значение воинских побед России и прославлять мудрость
ее полководцев.
Решетка со стороны Невы - самая знаменитая решетка нашего города. Выполнена
она в 1784 году Юрием Матвеевичем Фельтеном и сразу же о ней заговорили, как об
образце классического литья. На высоком гранитном цоколе ограды поставлены 36
гранитных колонн, увенчанных поочередно
вазами и урнами. Между колоннами расположены железные звенья, которые состоят
из копьев и удлиненных прямоугольников,
украшенных розетками. Кисти копьев, розетки, вазы, ручки на урнах были
позолочены.
Прекрасные
пропорции, строгость и простота рисунка придает ограде удивительную легкость, а
прозрачный рисунок подчеркивает единство ансамбля сада и Невы.